Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Навiны

Падпісацца на навіны.
Пакінце Ваш нумар телефона і вы будзеце дабаўлены да нашых навін у мэссенджэры - viber

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Мы в социальных сетях

 

Музыку нельзя исполнять, её нужно чувствовать

Опубликовано 12.03.2019

спектакль «Дирижер» на фестивале «CHELoBEK ТЕАТРА»

 

 

Нередко мы слушаем историю чужой жизни с упоением, неподдельным интересом в глазах, забывая о времени и пространстве. Так случилось и со мной во время спектакля «Дирижер» белорусского режиссёра Валерия Анисенко по пьесе израильского драматурга и врача Леона Агулянского. Сам Валерий Анисенко выступил также в роли главного героя-дирижёра, ведущего откровенный диалог самим с собой.

Драматург Леон Агулянский предлагает проникнуться заинтересовавшегося зрителя жизнью всемирно известного дирижёра- Миши Каца. Его судьба во многом трагична, она наполнена резкими изменениями и неожиданными испытаниями. У аудитории не остаётся другого выбора- после нескольких минут спектакля она становится непосредственным участником событий и сопереживает главному герою, как самому себе. Мне казалось, что дирижер беседовал со мной с глазу на глаз. Увлекаясь потоком собственных мыслей, герой не замечал, как упускал некоторые детали своей биографии, которые прояснились уже позже. Это сделало действие настолько живым и неподдельным, что через непродолжительное время я отказывалась верить, что передо мной актёр, который, возможно, не имеет прямого отношения к музыке.

Герой поделился с нами всем: любовными похождениями, игрой «мурки» в подворотне, изгнанием из комсомола, жизнью в Мексике, сменой оркестра. Не перестаешь удивляться, какая же ранимая, тонкая и чувствительная душа у творческого человека.

 

Как только зазвучала музыка, я старалась сдерживать слёзы, но спустя ещё пару композиций не смогла справиться с этой задачей. Слушая рассказ о судьбоносной встрече с хрупкой девушкой Анитой, первой и единственной в жизни любви, я невольно заплакала сильнее, чем могла предположить и думала, что у меня нет шанса остановиться. Я поняла всё, о чём говорил мне этот талантливый человек, вспоминая моменты из собственной жизни. Мне позволить себе заплакать в полную силу, когда я увидела в зале трёх плачущих мужчин, которые старательно пытались скрыть своё эмоциональное состояние. Как прекрасно, что человек может любить и слышать о любви от других, переживших её на своём опыте людей.

Талант…Слова о таланте запомнились мне сильнее всего: «Талант-аванс, которого надо заслужить». Именно поэтому наш герой, возродившийся заново любовью к музыке, работал до безумия, изнемогал от божественного огня, проходящего сквозь него, и был так запредельно чувствителен ко всякому пренебрежению к этому чудесному дару всего человечества. «Смертельная боль услышать звук мобильного телефона во время концерта»- проговорил герой. И действительно, так искусно погрузившись во внутренний мир Миши Каца, Валерий Анисенко сделал замечание женщине в самом начале спектакля, чей телефон издал еле слышимый звук.

Рок судьбы вынудил этого человека несколько раз «умереть и после воскреснуть», чтобы «услышать музыку и перестать существовать». Он понял, что виолончель пора оставить. Мише Кацу нужна была вся музыка. Дирижёр - в высшей степени важный элемент подачи игры оркестра, его сердце, отправляющее посыл всем остальным «органам», снабжая их своей энергией, дающее возможность жить. Мне запомнилось правило трех «В» у дирижера: вздох, взгляд, внутренний посыл. Да, этот спектакль именно об этом, название постановки правдиво отражает содержание. Однако и всеобъемлющие морали, преподнесённые зрителю в течение представления бесценны.

Кармен-Сюита, композиция, сопровождающая главного героя на протяжении всей жизни. Сама музыка - есть жизнь, такая же неповторимая и немыслимая, рождающаяся лишь один раз.

Стоит отметить, что перед актёром лежал сценарий спектакля, на который он, по возможности, «поглядывал» (что было замечено не только мною, но моими коллегами). Несмотря на то, что это возможно противоречит канонам классического театра, мне бы не хотелось выделять этот нюанс в качестве недостатка, так как игра актёра компенсировала данный недостаток.

Хочется выразить огромную благодарность за прекрасную акустику, хорошее звучание голоса актёра в зале. Безупречная работа Валерия Анисенко, безусловно, заслуживает внимания зрителя. Думаю, что смысл, вложенный в пьесу, был безукоризненно передан аудитории. Этот спектакль поразил меня до глубины души своей невероятной пронзительностью и искренней подачей.

Алина Диярова

 

 

Живая музыка, пропитывающая весь мир

«Музыка она не в нотах, а между ними, она в паузах, она и есть жизнь».

(спектакль «Дирижёр» на фестивале «CHELoВЕК ТЕАТРА»)

 

Именно такую установку дает нам моноспектакль Минского областного драматического театра «Молодечно». Искусство всегда неразрывно связано с жизнью любого творческого человека, оно заставляет проживать весь спектр эмоций через призму творца и создателя. Мир, открывшийся для главного героя пьесы «Дирижёр», кажется, столь широким и необъятным, что хочется хоть немного накинуть на него границы, обозначить рамки, но для Михаила Каца не существовало ни того, ни другого.

История знаменитого дирижёра и музыканта неразрывно связано с основным делом его жизни– с музыкой. Валерий Анисенко замечательный артист и режиссёр передает нам историю о творческом пути, о процессах становления таланта, о непонимании общества, о сделках и выгодах, которые содержит в себе призвание дирижёр. Именно призвание, потому что так чувствовать, так ощущать ноты, музыку, так понимать систему пауз и при этом, встречаясь с трудностями проносить их через призму своего творчества – это искусство.

Артист повествует нам о нелегкой жизни музыканта, о его взлетах и падениях, и что очень важно о его реакции и проживании всех моментов его творчества. Жизнь и музыка как бы переплетаются и сходятся в диалоге, спорят друг с другом, вторят в унисон и идут рука об руку. Впечатление неразрывного всепоглощающего союза завлекает зрителя с первых же минут спектакля. Далеко не всегда режиссёр выстраивает точную параллель между музыкальными произведениями и событиями, он мечется, путается, возвращается и снова исчезает, заставляя зрителя неустанно переосмысливать роли. И, пожалуй, самое главное, это понять неоспоримый факт существования музыки на грани реального мира с миром искусства.

 

Вся жизнь Михаила Каца, кажется, пронизана нотами, они то идут вверх, то склоняются вниз, и неважно насколько большой разбег, ты всегда можешь быть дирижёром, оставаясь прекрасным музыкантом. Идея влюблённости в жизнь, в творчество, в музыку, без оглядки и с головой была передана сегодня зрителю на малой сцене Академического театра драмы им. Н. Орлова.

В современном обществетворец – это человек беспощадный, человек чувства, человек страстный, человек пылкий и импульсивный. Как заметил сам режиссёр: «…в искусстве друзей не бывает…», оно для всех, но не для каждого.

Рената Патарова

 

ЖИТЬ МУЗЫКОЙ

(спектакль «Дирижёр» на фестивале «CHELoВЕК ТЕАТРА»)

 

Стул, пюпитр, глубокое пространство сцены, а в луче света один только дирижёр. Это его исповедь, монолог человека, по-другому чувствующего мир, для которого музыка – это больше, чем сочетания нот, это смысл жизни, истина, которой нужно проникнуться, она постигается путём непрерывной кровавой работы до изнеможения – это «каждодневное харакири». Тайну музыки невозможно понять, ей нельзя научить, она должна прийти из ниоткуда, стать результатом многолетнего поиска, постижения, погружения, работы. Эту тонкую материю нужно буквально «шаманить». Таков творческий путь к успеху, гению, признанию прошёл маэстро. Это рассказ о том, какие жизненные проверки на прочность и испытания вставали на пути, как появлялись первые успехи, и какой ценой они давались, какие случаи бывали на сцене и репетициях.

В спектакле глубокие философские мысли переплетаются с иронией, все как в жизни, ведь прообразом героя является реальный человек – дирижёр Михаил Кац. На сцене его образ воплощает актёр Валерий Анисенко. Он живёт и органично существует в пространстве, между героем и зрителем рождается диалог, он мастерски общается с залом, взаимодействует, и возникает взаимопонимание, будто разговор. Выразительны перепады в голосе, он то сильный, большой, объёмный в минуты наивысшего эмоционального накала, то переходит на пронзительный шепот. Хотя большую часть спектакля актёр находится на одном месте, он заполняет своей энергией зал. Его руки, очень подвижные и выразительные, чувственные, объёмные, они живут, дышат музыкой до самых кончиков пальцев. Это руки дирижёра, в которых скрыта её магическая сила. Она сопровождает мастера повсюду, звучит в его сознании, становится предметом переживаний, терзаний, исканий бессонниц. В спектакле музыка и руки неразрывны, они управляют друг другом.

 

Мы слышим Бетховена, Вивальди, Щедрина... Герою нужна вся музыка. Он отстаивает право на свободное творчество и добивается его. Пройдя путь от музыканта без оркестра, которого выслали с родины, он становится признанным мастером, элитой музыкального мира, возглавляет оркестр. И у дирижёра есть выбор, а значит, он свободен! Музыканту невозможно диктовать, что играть, он никому ничего не должен, разве что, Всевышнему, потому что музыка сродни великому дару, идущему свыше.

Валерия Кобылина